107045, г. Москва, ул. Сретенка, 3/27, тел. 624-35-10, факс 624-08-65

 

ЗАМЕТКИ К КАЛЕНДАРЮ

(РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ)

 АПРЕЛЬ 2024 год 

 

Число

Праздник

25/7
(вс)

Поклонение Святому Кресту, выносимому в эту неделю на середину храма, укрепляет христианина силою Животворящего Креста и указывает на ту цель, к которой ведет христианина Великий пост, направляет нас ко Спасительному Древу Святых страданий Господних на Голгофе, дабы мы не утомились, не впали в уныние и не заблудились на пути поста. Припадание к древу Креста святые отцы сравнивают с древом, дающим отдых от зноя усталому путнику и укрепляющему его на предлежащий ему путь. Празднуемое в этот же день Благовещение Пресвятой Богородицы - это и изъявление спасительной воли Божией о человечестве, это и спасительное приятие этой воли Божией человечеством в лице Пресвятой Богородицы. И каждый христианин, утончивший свой слух для архангельсого гласа постовым деланием, вместе с Нею слышит в этот день радостное: "Господь с Тобою". О величии этой радости свидетельствует частичное разрешение Поста вкушением рыбы на трапезе.

31/13
(сб)

В эту субботу Великого поста совершается поминовение усопших: вечером в пятницу - заупокойная утреня, утром в субботу - литургия и панихида. Связано это с тем, что в будние дни Великого поста заупокойного поминовения не бывает, поскольку в эти дни не совершается Божественная Литургия. В субботу же и воскресенье литургия всегда совершается, а субботний день назначается для поминовения усопших, потому что именно в субботу - после распятия на Кресте в пятницу - Христос сходил во ад, чтобы вывести оттуда души праведников. Таинство Соборования, совершаемое в нашем храме в эту и ближайшие субботы, дает возможность человеку через обретенное Великим постом покаянное стояние перед Богом испросить у Господа прощения тех грехов, которые так глубоко сокрыты в душе, что их не удается увидеть, но которые существенно мешают христианину на его духовном пути к Богу.

1/14
 (вс)

Указывая на преподобного Иоанна Лествичника, Церковь призывает христианина взглянуть на лествицу добродетелей, соединяющую Небо и Землю, дабы увидеть как по ней поднимались святые, увидеть себя у подножия этой лестницы, и, обновившись покаянием, просить у Бога милости прикоснуться к этим ступеням в осознании собственной немощи, дабы восходить по ней с помощью святых ангелов и по молитвам святых отцов. Празднуя прп. Иоанна Лествичника, Церковь не только указывает нам на его духовный опыт, но и таинственно показывает нам соучастие Божией Матери в нашем шествии по пути поста, ибо лествица есть пообраз Пресвятой Богородицы - ею к нам сходит Сын Божий.

4/17
(ср)

Вечером этого дня совершается утреня с чтением всего Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, иначе называемая «стояние Марии Египетской». Великий пост начинается четырёхчастным чтением Великого канона в первые четыре дня Великого поста. Истекшие с тех пор покаянные дни воздержания и молитвы к этому времени приводят христианина в меру его духовного возраста к той степени видения своих грехов, которое в величайшей степени было явлено преподобной Марии Египетской. Поэтому на этом Богослужении читается её житие, открытое Богом старцу Зосиме. Церковь считает, что к этому моменту поста христианин уже может в меру сил вместить открытую преподобным Андреем глубину покаяния, потому читает весь канон целиком.

7/20
(сб)

Эта суббота выделена Церковью для Похвалы Пресвятой Богородицы. Накануне, 19 апреля вечером, совершается Утреня этой субботы, на которой читается Акафист Пресвятой Богородице, поэтому эта суббота называется ещё «Субботой Акафиста». Структура Богослужений Православной Церкви такова, что все её части (стихиры, песни канона и т. Д.) заканчиваются молитвою к Богородице. Также и последняя суббота поста (дальше уже Лазарева Суббота)  посвящена Пресвятой Богородице, помогавшей нам в постовых трудах.

8/21
(вс)

Последнее воскресенье Святой Четыредесятницы посвящается преподобной Марии Египетской. Её житие в совершенстве являет изобилие плодов постового подвига, которое даровал ей Господь через Свою чудную и чудотворную близость к ней. Все эти плоды растворялись для неё в чуде жизни мирной близости к Богу, так и для нас плоды поста должны раствориться в чуде дальнейшей церковной жизни в Боге и, прежде всего, в днях Страстной и Светлой седмиц.

14/27 (сб)

Как воскрешение праведного Лазаря прообразует Воскресение Христово, так и благословленное Уставом вкушение в этот день рыбной икры (с сокрытой в ней жизнью) прообразует вкушение пасхальных яиц (символа победы жизни над смертью) в день Светлого Христова Воскресения. Поэтому на утрени Лазаревой субботы поется воскресная песнь: "Воскресение Христово видевше...".

15/28 (вс)

Вход Господень в Иерусалим, воспринятый тогда иудеями как земное воцарение Христа, знаменует вновь дарованное человечеству через Воскресение Христа вечное Царствие - "... Его же Царствию не будет конца". Без опоры на эту надежду ни апостолы, ни мы не смогли бы пройти путь Страстной седмицы.

16/29, 17/30, 18/1 (пн, вт, ср)

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы готовят нас, совершивших путь Святой Четыредесятницы, к видению великих событий Крестного Спасения мира по иному, чем это было в прошедшие дни поста. Если раньше постовые чтения были ветхозаветными, то в эти три дня на часах вычитывается всё Четвероевангелие - мы стали способны его вместить и через это подготовиться к Тайной вечери, ко Кресту Господню и Воскресению. Уже близки самые главные дни и встретить их надо в трезвении и бдении. Песнопения этих трёх дней ясно говорят об этом: "Се Жених грядёт в полунощи, блажен раб его же обрящет бдяща", "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный и одежды не имам да вниду в онь..."

(РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ)

 

 

 

 

• Общие сведения • История • Расписание Богослужений • Заметки к календарю • Воскресная школа • Фотогалерея • Местоположение •